Х. Двоскин, автор книги “Седонский метод” (Hale Dwoskin, The Sedona Method), предлагает классификацию эмоциональных состояний человека, которая может быть полезна каждому, кто хочет научиться глубже понимать себя и своё внутреннее состояние.
“Каждому из нас внутренне присущи девять эмоциональных состояний: апатия, грусть, страх, вожделение, гнев, гордость, решительность, принятие и мир.”
Эти состояния образуют постепенную шкалу, начиная с самого низкого (апатия) и вплоть до наиболее высокого (мир), в отношении энергии (от отсутствия к наличию), состояния ума (от шума и замутненности к тишине и ясности) и содержания мыслей и мечтаний.
Вот как Х. Двоскин описывает эти состояния:
1/ Апатия
“Когда мы испытываем состояние апатии, мы чувствуем, что нам ничего не надо и вообще нет смысла. Мы не можем ничего сделать, и никто не может помочь. Мы чувствуем себя сдавленными и тяжелыми и не видим выхода. Мы самоустраняемся и не проявляем себя, чтобы не пораниться. В нашем разуме может стоять такой шум, что мы отключаемся от всего. Наши взгляд ограничен и разрушителен. Мы видим только неудачи и то, как мы не можем ничего с этим поделать, и никто не может. У нас практически нет энергии, чтобы реализовать наши планы и мысли, потому что внутренне нас тянет в разные стороны.”
2/ Грусть
“Когда мы испытываем состояние грусти, мы хотим, чтобы кто-то помог нам, потому что мы чувствуем, что не можем сделать ничего сами. Мы надеемся, что, может быть, кто-то другой может. Нам больно, и мы кричим, чтобы кто-то сделал это за нас. Энергии в теле немного больше, чем при апатии, однако эта энергия настолько зажата, что причиняет боль. Наш разум не в таком беспорядке, как при апатии, однако там, по-прежнему, очень шумно и мутно. Мы думаем о боли и утрате и часто полностью теряемся в этих размышлениях. Наши мысли крутятся вокруг того, как нам больно, что мы потеряли и сможем ли мы найти кого-то, кто поможет нам.”
3/ Страх
“Когда мы испытываем состояние страха, мы хотим сделать что-то, но не делаем, потому что думаем, что риск слишком велик. Мы думаем, что нам, может быть, станет ещё хуже. Мы хотим установить контакт с людьми, но не устанавливаем, потому что думаем, что нам будет больно. […] Разум не в таком беспорядке, как в состоянии грусти, однако там всё ещё шумно и мутно. Наши мечты и мысли фиксируются на обреченности и разрушении. Единственное, о чём мы можем думать, — это то, что нам будет больно, что мы можем потерять что-то и что мы должны защитить себя и своих близких.”
4/ Вожделение
“Когда мы испытываем состояние вожделения, мы желаем обладать. Мы ХОТИМ. Мы вожделеем денег, власти, секса, людей, мест и вещей, но с некоторым колебанием. Мы можем начать действовать, а можем и не начать. В нас сидит подспудное чувство, что мы не можем или не должны обладать этим. Энергии в теле больше, чем в состоянии страха. Она, по-прежнему, довольно сильно зажата, но ощущения теперь временами бывают довольно приятными, особенно в сравнении с тремя более низкими предыдущими эмоциями. Чувства могут быть весьма интенсивными. Разум в меньшем беспорядке, чем в состоянии страха, но всё равно зашумленный и зацикленный. Мы можем пытаться облегчить наши сомнения оптимистическими фантазиями, но, по сути, содержание наших мечтаний, на самом деле, сводится к тому, чего у нас нет. Наши мысли направлены на то, что нам надо получить и чего у нас нет. Сколько бы мы ни получали, мы никогда не чувствуем удовлетворения и практически не умеем радоваться тому, что имеем.”
5/ Гнев
“Когда мы испытываем состояние гнева, нам хочется сделать что-нибудь, чтобы причинить боль и остановить кого-то другого, но с некоторым колебанием. Мы можем сделать что-нибудь, а можем и не сделать. В теле чуть больше энергии, чем в состоянии вожделения. Она меньше зажата, и ощущения теперь могут быть очень интенсивными и взрывными. Разум в меньшем беспорядке, чем при вожделении, однако, по-прежнему, очень зашумлен, упёрт и зациклен. Наши мечты направлены на разрушение и на то, что мы сделаем кому-то другому. Наши мысли направлены на то, чтобы расквитаться с кем-то, и о том, как мы вынудим другого расплатиться. Эта энергия может пугать нас самих, может вынудить нас опуститься на более низкий энергетический уровень и даже причинить боль самим себе. Действия, которые мы совершаем, по большей части, разрушительны для нас и окружающих.”
6/ Гордость
“Когда мы испытываем состояние гордости, мы хотим сохранить статус кво. Мы не хотим меняться или двигаться, и поэтому мы не даём другим двигаться, чтобы они не обошли нас. В теле немного больше энергии, чем в состоянии гнева, но она часто остаётся недоступной. Несмотря на то, что она менее зажата, она часто нейтрализована и незаметна. Разум в меньшем беспорядке, чем при гневе, однако всё равно зашумлен, негибок и занят исключительно собой. Мысли заняты тем, что мы сделали и что мы знаем. Если мы и обращаем внимание на других, то мы ждём, что они заметят, какие мы прекрасные, и, тем самым, прикроют сомнения, которые нас гложут.”
7/ Решительность
“Когда мы испытываем состояние решительности, мы намерены действовать без сомнений. Мы можем сделать. Мы можем исправить. Мы можем изменить что нужно и когда нужно. Мы можем закрыть предыдущую главу и двигаться дальше. В теле значительно больше энергии, чем в состоянии гордости, и она доступна для конструктивных внешних действий. Энергии с избытком, она доступна и прозрачна. Разум в значительно меньшем беспорядке, чем в состоянии гордости, и гораздо менее зашумлен. Мы гибки, устойчивы и открыты. Наши мысли и желания направлены на то, что мы можем сделать, чему научиться и как поддержать в том же других. Нам хватает внутренней мотивации, и мы рассчитываем на собственные силы, желая при этом, чтобы и у других тоже всё получалось. Мы способны открыто смеяться, даже если это смех над собственными ошибками. Жизнь интересна.”
8/ Принятие
“Когда мы испытываем состояние принятия, мы принимаем всё, как есть, и радуемся этому. У нас больше нет нужды что-то менять. Просто так есть и это замечательно. Всё прекрасно прямо в том виде, в каком оно сейчас. В теле гораздо больше энергии, чем в состоянии решительности. Эта энергия большую часть времени находится в покое, но при этом, когда нужно, может быть использована. Это светлая, тёплая и открытая энергия. Разум в гораздо меньшем беспорядке, чем в состоянии решительности, и, по большей части, спокоен и гармоничен. Наши мысли и представления с любовью созерцают изысканное совершенство всего, что существует. Жизнь приносит радость.”
9/ Мир
“Когда мы испытываем состояние мира, мы ощущаем: “Я существую. Я целостен, полон и завершён сам по себе. Все и всё являются частью меня. Всё совершенно.” В теле гораздо больше энергии, чем в состоянии принятия, однако она находится в полном покое — недвижна. Эта энергия спокойна и тиха. Разум чист и пуст и, при этом, абсолютно трезв. Нет никакой необходимости в мечтах или мыслях. Жизнь такова, какова она есть, и всё хорошо.”