Четыре базовых желания (по Седонскому методу)

Помимо базовой техники и модели эмоционального спектра человека, Х. Двоскин также предлагает в рамках Седонского метода более глубокое погружение в причины эмоций и выделяет четыре основных желания/потребности.

Исходной точкой для модели основных желаний/потребностей служит наблюдение, что люди редко понимают и могут артикулировать то, чего они на самом деле хотят. В большинстве случаев желания формулируются в терминах внешних по отношению к самому человеку: деньги, вещи и т.д. Например, деньги ассоциируются с безопасностью, а собственный дом на берегу моря — со свободой. Тем самым, внутренние глубинные желания подменяются внешними поверхностными вещами, человек стремится к ним, а, получая их, переключает внимание на новые вещи.

“Действительно ли вы хотите этих вещей? Или вы стремитесь к счастью, которое эти вещи олицетворяют? А что, если бы вы могли счастливы, не нуждаясь при этом в вещах, которые у вас ассоциируются со счастьем?”

Ощущение счастья, спокойствия и удовлетворения, происходящее от внешних вещей, обычно довольно мимолетно, поскольку

“То, чего мы на самом деле хотим, невозможно получить ниоткуда извне.”

Переходя на более глубокий уровень внутренних потребностей человека, Х. Двоскин выделяет четыре базовых желания:

“Каждый из нас мотивируется четырьмя базовыми желаниями, которые лежат в основе наших мыслей: эмоций, убеждений, отношения и моделей поведения. Эти четыре подспудных мотиватора — желание одобрения, контроля, безопасности и дифференциации (автономии) — образуют ядро всей нашей ограниченности.”

При этом, в традициях восточного монизма, каждое желание включает в себя также и противоположную или противодействующую силу: соответственно, желание быть порицаемым, желание быть контролируемым, желание смерти и желание единства, поскольку каждое желание и его противоположность проистекают из глубинного понимания, что то, чего мы желаем, на деле отсутствует.

1/ Желание контроля

“Это тяжёлое и агрессивное чувство: “Должно быть по-моему”. Когда мы хотим контроля, мы чувствуем, что этого контроля у нас нет и нам нужно предпринять что-нибудь, чтобы вернуть его. Синонимами желания контроля являются сопротивление и стремление изменить что-то, а также стремление, чтобы было, как мы хотим, стремление понять, манипулировать, пробить, исправить, заставить, быть правым и доминировать.”

Противоположностью желания контролировать является желание быть контролируемым, быть беспомощным, быть на вторых ролях, не думать своей головой, подчиниться и быть жертвой.

2/ Желание одобрения

“Когда мы хотим одобрения, мы чувствуем, что этого одобрения у нас нет. И поэтому мы действуем так, чтобы получить его, при этом всегда попутно создавая препятствия для того, чтобы действительно иметь его. Мы сосредоточены на себе и чувствуем, как окружающие нас видят и оценивают. Мы становимся чересчур озабочены тем, что люди подумают о нас. Мы можем сказать “да”, хотя думаем “нет”. […] Когда мы хотим одобрения, мы чувствуем, будто нас никто не любит и мы должны сделать что-нибудь, чтобы заслужить любовь. Синонимами для желания одобрения являются желание любви, принятия другими, восхищения, внимания, стремление быть замеченным, понятым, чтобы нас погладили по головке, позаботились о нас, и желание нравиться другим.”

У желания одобрения две противоположности: желание порицания и желание любить. Желая порицания, мы хотим сделать что-то, чтобы другие осудили нас, хотим быть непонятым и отвергнутым. Мы точно так же озабочены тем, что другие подумают о нас, хотя и делаем вид, что нам всё равно. Желая любить, мы отрекаемся от себя и фокусируемся на других с тем, чтобы почувствовать себя заботливым, понимающим, принимающим, самопожертвенным.

3/ Желание безопасности

“Когда мы хотим безопасности, мы ощущаем, что мы не в безопасности. Мы проживаем жизнь так, как будто это битва за выживание. Где-то в глубине мы видим в каждом врага. Малейшие изменения или решения воспринимаются так, будто нашей жизни что-то угрожает. […] Мы живём в ожидании следующей катастрофы. Желание безопасности можно распознать по ощущению угрозы, тревоги, опасности, настороженности или неотвратимого рока. […] Синонимами желания безопасности являются желание быть защищённым, выжить, защитить себя и других, напасть, уничтожить и быть невредимым.”

Противоположностью желания безопасности является желание умереть. Мы всё так же хотим безопасности, но уже не надеемся на это и потому сознательно или подсознательно подвергаем себя опасности, чтобы всё это поскорее закончилось.

4/ Желание дифференциации (автономии)

“Когда мы хотим дифференциации, мы понимаем, что не хотим принадлежать к какому-либо кругу и хотим быть отдельной личностью. И поэтому мы действуем так, чтобы сохранять эту индивидуальность, и постоянно заняты тем, чтобы найти признаки, отделяющие нас от всего и всех. Мы хотим доказать, что мы не такие, что мы лучше и что мы особенные. Часто мы посылаем сигнал “Оставьте меня в покое”. […] Когда мы хотим дифференциации, мы можем двигаться в двух направлениях: мы хотим или быть от всех на расстоянии, или выделиться в толпе. Мы не хотим быть обычными и соответствовать. Синонимами для желания дифференциации являются желание быть одному, не принимать, смотреть свысока, выделяться, быть особенным, быть самому по себе, ни с кем не связываться и не поддерживать связь.”

Противоположностью желания дифференциации является желание единства, сотрудничества, желание принадлежать к какому-то кругу, растворить свою индивидуальность и слиться с другими, быть обычным.

Нет ничего плохого или ненормального в том, чтобы обладать контролем, получать одобрение, находиться в безопасности или быть отдельной личностью. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем стремиться к контролю, одобрению, безопасности или дифференциации, поскольку

“Желание чего-то означает отсутствие этого. Оно не означает наличие. Тенденция фокусироваться на борьбе, которая ведёт к обладанию, а не на самом обладании, ограничивает нашу жизнь. Когда мы расстаёмся с желанием чего-то, мы тем самым начинаем больше чувствовать, что мы можем иметь это. И мы замечаем увеличение того, что у нас действительно есть.”

Желая чего-то, мы ставим себя в позицию нуждающегося, нам нужно обязательно получить это, чтобы чувствовать себя хорошо, тогда как

“Наиболее могущественным состоянием для того, чтобы воплотить наши решения в жизнь, является настрой, что “всё в порядке” независимо от того, получится это или нет.”

Таким образом, в качестве наилучшего выхода Седонский метод предлагает расстаться с желаниями так же, как мы можем расстаться с неприятными переживаниями и эмоциями.

“При этом имейте в виду, что здесь речь не идёт о том, чтобы расстаться с контролем, одобрением, безопасностью или автономией, а только о том, чтобы расстаться с чувством, что у вас этого нет, с желанием этого.”

Для этого применяется несколько модифицированная базовая техника, которая лежит в основе всего метода. Для этого после первого шага нужно задать себе один из таких дополнительных вопросов:

Является ли источником этого чувства
желание одобрения, контроля, безопасности или дифферециации?

или

Какое желание (одобрения, контроля, безопасности или дифференциации)
стоит за этим чувством?

Задавая себе эти вопросы, мы переходим от конкретного чувства, испытываемого в данный момент, к глубинному источнику этого чувства. Зачастую в качестве ответа на эти вопросы приходят осознание нескольких базовых желаний, стоящих за испытываемым чувством. В этом случае можно последовательно применить технику ко всем желаниям, начиная с доминирующего (или же просто выбрать по своему внутреннему ощущению).

Далее задаются вопросы, аналогичные вопросам второго и третьего шага базовой техники:

А я мог бы без сопротивления разрешить себе желать этого?

А я мог бы расстаться с этим желанием?

Описанная последовательность повторяется до тех пор, пока не появится чувство освобождения от желания. Тем самым, вместо того, чтобы работать индивидуально над каждой реакцией, каждой эмоцией и каждым ограничивающим убеждением, мы постепенно избавляемся от четырёх основных желаний — одобрения, контроля, безопасности и автономии, — которые лежат в основе наших мыслей и чувств.