Марша Линехан, основатель диалектической поведенческой терапии, выделяет три основных состояния сознания: “логическое мышление”, “эмоциональное мышление” и “мудрое мышление”. В книге “Когнитивно-поведенческое лечение пограничного расстройства личности” она разъясняет понятия логического и эмоционального мышления следующим образом:
“Человек находится в состоянии “логического мышления”, когда он смотрит на познание с интеллектуальной стороны, мыслит рационально и логически, внимательно рассматривает эмпирические факты, планирует своё поведение, фокусирует внимание и “холоден” в решении проблем. Человек находится в состоянии “эмоционального мышления”, когда мышление и поведение контролируются в основном его текущим эмоциональным состоянием. В “эмоциональном мышлении” мыслительные процессы “горячие”, рассудительное, логическое мышление даётся с трудом, факты преувеличиваются или искажаются, чтобы соответствовать испытываемым чувствам, а энергия поведения тоже соответствует текущему эмоциональному состоянию.”
В “Руководстве по тренировке навыков ДПТ” она дополняет:
“Логическое мышление представляет собой крайнюю степень логического рассуждения. Это логика, не уравновешенная эмоциями и ценностями. Это та часть вас, которая планирует и оценивает вещи логически. Когда вы полностью погружены в логическое мышление, вы подчиняетесь фактам, рассуждению, логике и прагматике. Эмоции, например, любовь, вина или горе, нерелевантны.”
“Эмоциональное мышление — это состояние ума, когда всё контролируют эмоции, не уравновешенные логикой. Эмоции контролируют мысли и поведение. Когда вы полностью погружены в эмоциональное мышление, вами управляют настроение, чувства и желание сделать или сказать что-то.”
Мудрое мышление представляет собой такое гармоничное соединение логики и эмоций, которое оказывается больше суммы своих слагаемых:
“Мудрое мышление — это внутренняя мудрость, которой обладает каждый человек.”
“Каждый человек способен на мудрость по отношению к своей собственной жизни, хотя эта способность не всегда очевидна или доступна.”
Логическое мышление и эмоциональное мышление препятствуют мудрому мышлению. Для того, чтобы прийти в состояние мудрого мышления
“нужно расстаться с эмоциональными переживаниями и логическим анализом, расстаться со своими рациональными представлениями и крайними эмоциональными реакциями. Нужно успокоиться так, чтобы на сцену вышло мудрое знание, не осложненное другими модусами знания, более интенциональным (“логическое мышление”) и более хаотическим (“эмоциональное мышление”).”
Все люди испытывают это состояние хотя бы иногда, хотя не все люди знают об этом:
“Многие люди испытывают его непосредственно после какого-нибудь кризиса или периода невообразимого хаоса в своей жизни. Это тишина, которая наступает после шторма. Это опыт внезапного осознания самой сути проблемы, видения или знания чего-либо непосредственно и ясно. Иногда он может ощущаться как восприятие картины целостно, а не по частям. Иногда он проявляется как опыт “чувства” правильного выбора в дилемме, когда это чувство приходит из внутренней глубины, а не из текущего эмоционального состояния.”
Мудрое мышление подобно погружению в глубокий колодец:
“Вода на дне колодца и, вообще, весь подземный океан — это “мудрое мышление”. Однако дорога вниз часто преграждается люками, которые мешают спускаться. Иногда эти люки так хитро замаскированы, что человек думает, что на дне колодца нет воды. Люк может быть очень похож на дно колодца. […] Однако, при должной настойчивости и старании, мы можем добраться до океана мудрости на дне.”
Мудрое мышление обладает следующими характеристиками:
1/ Оно есть у каждого человека
“Каждый обладает мудрым мышлением, просто некоторые люди никогда его не испытывали. Кроме того, никто не находится в мудром мышлении постоянно.”
2/ Его можно ощущать в определённых частях тела
“Люди часто испытывают мудрое мышление в определённой точке в теле. Это может быть центр тела (живот) или центр головы, между глаз. Иногда человек может обнаружить этот центр, следя за вдохами и выдохами.”
3/ Его не всегда легко обнаружить или быть уверенным, что он действительно есть (ср. метафору глубокого колодца внутри)
4/ Это часть человека, которая знает и воспринимает истину
5/ Оно похоже на интуицию
“Мудрое мышление очень похоже на интуицию или, может быть, интуиция является частью мудрого мышления. Это тот тип знания, который находится за пределами логического рассуждения и прямого наблюдения. Оно обладает свойствами прямого опыта, непосредственного знания, понимания значения, значимости и истинности события без необходимости подвергать его логическому анализу.”
6/ В нём нет никакого конфликта
“В мудром мышлении вы свободны от конфликта и совершаете мудрые поступки почти без усилий (даже когда это невообразимо трудно). В мудром мышлении присутствует некий мир.”
7/ Он представляет собой соединение разных способов познания
“Мудрость, мудрое мышление или мудрое знание зависит от интеграции всех способов познания: познание через наблюдение, познание через логический анализ, познание через чувственные ощущения в теле (моторный и сенсорный опыт), познание через действия и познание через интуицию.”
8/ Нужна практика, чтобы научиться погружаться в это состояние
“Поиск мудрого мышления очень похож на настройку нового канала на радио. Сначала вы слышите просто шум и не можете разобрать слова музыки, но с течением времени, если вы продолжаете подстраивать частоту, сигнал становится громче. Вы поймёте, на какой частоте находится станция, слова музыки будут звучать внутри вас, и вы научитесь автоматически настраиваться на них.”
Есть немало упражнений, который помогают прийти в состояние мудрого мышления (например, таковыми являются вопросы Седонского метода). Другим упражнением является “спуск по внутренней винтовой лестнице”:
“Сядьте в удобное положение. Закройте глаза. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Внимательно следите за тем, как вы вдыхаете воздух и выдыхаете его. Дышите расслабленно и естественно. Представьте, что внутри у вас есть внутренняя винтовая лестница. Представьте, что вы спускаетесь по лестнице, идя в удобном для вас темпе. Вы можете представить лестницу, как вам хочется: тёмная или светлая, с окнами или без. Вы медленно спускаетесь. Обратите внимание, может быть, вы устали или испуганы. Можете посидеть на ступеньках, если хотите. Спускаетесь по лестнице, крутой или пологой, как вам хочется, тёмной или светлой, и замечаете, как вы спускаетесь к самому центру своего существа, к своему мудрому мышлению, к мудрости. Просто спускаетесь в удобном для вас темпе и, наконец, останавливаетесь и садитесь, когда приходите в точку покоя. И когда вы почувствуете себя готовым, откройте глаза, вернитесь в комнату и попробуйте сохранить осознание этого прозрачного центра внутри вас.”