Чтобы жить богатой и наполненной смыслом жизнью, недостаточно осознавать свои ценности и внутренние мотиваторы. Пока слова и намерения не подкреплены действиями, они остаются лишь словами и намерениями. В продолжение разговора о том, что нас мотивирует, Клейтон Кристенсен напоминает:
“Стратегия — будь то в компании или в жизни — создаётся через множество ежедневных решений о том, как расходовать время, энергию и деньги. В каждый момент своей жизни с каждым решением о том, как использовать энергию и деньги вы декларируете, что вам на самом деле важно. Вы можете сколько угодно говорить о ясной цели и стратегии в своей жизни, однако в конечном счёте это ничего не значит, если вы не вкладываете ресурсы в соответствии со своей стратегией. В конце концов, стратегия — это не более чем благие намерения, пока она не воплощена эффективно в жизнь.”
Опираясь на свой исследовательский опыт в экономике, Кристенсен говорит о важности умения правильно распределять ресурсы в бизнесе:
“Если вы будете анализировать главные причины катастроф в бизнесе, вы раз за разом будете обнаруживать предпочтение делам, которые дают мгновенную отдачу, по сравнению с делами, которые ведут к успеху в долгосрочной перспективе. Системы принятия решений во многих компаниях устроены так, чтобы направлять инвестиции в инициативы, которые обещают наиболее ощутимый и немедленный возврат, и компании часто отдают им предпочтение в ущерб инвестициям в инициативы, которые жизненно важны для долгосрочной стратегии.”
Похожим образом, распределение ресурсов играет важнейшую роль и в жизни каждого человека:
“Вот перспектива, с которой можно смотреть на инвестиции, которые мы делаем в стратегию нашей жизни: у нас есть ресурсы — личное время, энергия, способности, деньги, — и мы используем их, чтобы одновременно растить сразу несколько “бизнесов” в нашей жизни, включая полноценные отношения с супругом или партнёром, воспитание хороших детей, успех в карьере, вклад в церковь или общину и так далее. К сожалению, однако, наши ресурсы ограничены, и эти “бизнесы” конкурируют за них. Это ровно та же самая проблема, с которой сталкиваются корпорации. Как нам распределить ресурсы для каждого из этих дел?”
Это процесс, который требует постоянного внимания:
“Люди просят у вас время и энергию каждый день, и даже если вы сконцентрированы на том, что для вас важно, трудно понять, что правильно. Если у вас есть немного энергии или тридцать свободных минут, множество людей будут подталкивать вас использовать их так, а не этак.”
Как и в случае компаний, наибольшая опасность связана с кратковременным мышлением:
“Опасность для людей, ориентированных на достижение успеха, состоит в том, что они, не осознавая того, будут вкладывать свои ресурсы в деятельность, которая приводит к самым быстрым и ощутимым достижениям. И часто это их карьера, поскольку эта область их жизни даёт наиболее наглядное подтверждение, что они двигаются вперёд. Они создают продукт, завершают дизайн, помогают пациенту, заключают сделку, обучают студентов, выигрывают дело в суде, публикуют статью, получают зарплату и повышение.”
Кристенсен вспоминает своих однокурсников, которые, как оказалось, приняли неверные решения в жизни и оказались несчастливы в профессиональной и личной сфере:
“Они сделали приоритетом то, что давало им немедленную отдачу, например, повышение в должности, увеличение зарплаты или бонус, а не те вещи, которые требуют долгосрочной работы, вещи, где отдача видна лишь спустя десятилетия, как, например, воспитание хороших детей. И когда они получали эту немедленную отдачу, они тратили её на размашистый образ жизни для себя и своих семей: хорошие машины, дома, путешествия. Проблема состоит в том, что требования к образу жизни могут очень быстро замкнуть на себя весь процесс распределения ресурсов.”
“Желая создать, наряду с профессиональной, удовлетворяющую личную жизнь, делая осознанный выбор в пользу того, чтобы создать хорошие условия для своих семей, они неосознанно упустили из виду своих жён и детей. Вложение времени и энергии в эти отношения не обещает им того же самого немедленного чувства успеха, которое даёт стремительная карьера. Можно игнорировать отношения со своим супругом/супругой, и на повседневном уровне будет не очень заметно, что отношения деградируют. Ваша супруга всё так же дома каждый вечер, когда вы возвращаетесь с работы. А дети всё время находят новые способы вести себя не так, как надо. На самом деле, скрестить руки на груди и сказать: “Мы вырастили хороших детей”, можно лишь спустя двадцать лет.”
Эта модель регулярно воспроизводится в жизни многих успешных людей:
“Хоть они и думают, что семья очень важна для них, на деле они уделяют вещам, которые, по их словам, для них важнее всего, всё меньше и меньше ресурсов. Мало кто сознательно планирует это. Решения, которые приводят к такому результату, часто кажутся тактическими — просто мелкие решения, которые, как им кажется, не будут иметь больших последствий. Однако по мере того, как они продолжают распределять ресурсы таким образом, часто даже не осознавая этого, они реализуют стратегию, которая принципиально отличается от того, что они планировали.”
Распределение ресурсов, таким образом, чрезвычайно важно для того, чтобы жить в соответствии со своими ценностями:
“Вы можете думать о себе как о человеке, который занимается благотворительностью, однако как часто вы на самом деле выделяете время и деньги для проблем и организаций, которые для вас важны? Если самым важным для вас является ваша семья, то будет ли семья первой в списке, когда вы вспомните о том, сколько времени вы ей посвятили на этой неделе? Потому что если решения, которые вы принимаете о том, куда уйдут ваша кровь, пот и слёзы, не соответствуют тому, каким человеком вы хотите быть, то вы никогда не станете таким человеком.”